Манометр – это прибор для измерения давления паров, газов и жидкостей.
Как правило, манометр состоит из U-образной трубки, заполненной ртутью, водой или какой-либо другой жидкостью. Эта трубка открыта с одного конца, а другой ее конец опущен в жидкость, находящуюся под определенным давлением. Измеряемое давление свободно определяется по градуированной шкале на манометре.
Впервые манометр был изобретен итальянским художником и изобретателем Леонардо да Винчи, в 15-16 веках. Однако его конструкция манометра была признана лишь в 19 веке. Поэтому официально считается, что прародителем манометра были ученые из Италии Торричелли и Вивиани, которые были учениками самого Галилео Галилея в 1643 году. Эти ученые исследовали свойства жидкой ртути, а в результате обнаружили, что на Земле существует атмосферное давление. В результате первым прибором для измерения давления стал ртутный манометр. В последующие десятилетия французскими и немецкими учеными были придуманы иные виды жидкостных манометров.
Манометры различают по нескольким квалификациям.
Первое, это по назначению. Сюда включается целая группа приборов:
1. манометры для определения абсолютного давления
2. манометры определяющие избыточное давление, т.е. превышение давления над атмосферным
3. манометры дифференциальные, которые измеряют разность двух давлений
4. мановакуумметры — применяются для определения избыточного и вакуумметрического давлений;
5. вакуумметры — измеряют вакуумное давление
6. барометры — с помощью этого типа манометров делают измерения атмосферного давления.
Шкалы манометра могут быть градуированы в килопаскалях (кПа) или мегапаскалях (MПа).
По способу работы манометры бывают жидкостными, грузопоршневыми, деформационными, тепловыми и так далее. По способу измерения давления — механические и электронные. А по принципу регистрации — манометры бывают прямого и косвенного действия.
По области применения манометры можно разделить на следующие группы.
Общетехнические, электроконтактные, специальные, самопишущие, железнодорожные, виброустойчивые, судовые и эталонные.
Общетехнические манометры предназначены для измерения жидкостей, газов и паров, не разрушающих сплавы меди.
Электроконтактные манометры имеют возможность регулировки измеряемой среды, благодаря наличию электроконтактного механизма.
К специальным манометрам относятся несколько приборов. Это кислородные. При использование, они должны быть
обезжирены, так как иногда даже незначительное загрязнение механизма при контакте с чистым кислородом может привести к взрыву. Обычно их выпускают с обозначением на циферблате О2(кислород). Также, к этому типу манометров, относятся ацетиленовые. При их изготовлении в измерительном механизме нельзя допускать сплавов меди, так как при контакте с ацетиленом существует опасность образования взрывоопасной ацетиленистой меди. Эталонные манометры, обладают более высоким классом точности. Они служат для поверки других манометров. Устанавливаются такие приборы в большинстве случаев на грузопоршневых манометрах или каких-либо других установках способных развивать нужное давление.
Судовые манометры предназначены для эксплуатации на речном и морском флоте.
Железнодорожные, предназначены для эксплуатации на Ж/Д транспорте.
Самопишущие манометры имеют специальный механизм позволяющий воспроизводить на диаграммной бумаге график работы манометра.
Большинство отечественных и импортных манометров изготавливаются в соответствии с общепринятыми стандартами, в связи с этим манометры различных марок заменяют друг друга. При выборе манометра нужно знать: предел измерения, диаметр корпуса, класс точности прибора. Также важны расположение и резьба штуцера. Эти данные одинаковы для всех приборов выпускаемых как в нашей стране, так и в Европе.