Большинство из нас хотя бы раз пользовался услугами авиакомпаний. И несомненно появлялось множество вопросов при покупке авиабилетов. В данной статье Вы сможете найти ответы на интересующие Вас вопросы.
Авиабилет — договор о перевозке между авиакомпанией и пассажиром, предоставляющий право на услуги авиационной пассажирской перевозки, в виде именного документа установленного образца. Билет является средством контроля и подлежит обязательной регистрации перед вылетом, после регистрации пассажир получает посадочный талон.
Маршрутная квитанция подтверждает факт приобретения электронного билета. Если авиабилет приобретен в офисе авиакомпании или авиакассе, то маршрутную квитанцию вам распечатают сотрудники компании. При бронировании авиабилета через Интернет, маршрутная квитанция направляется на указанный вами адрес электронной почты.
Этот документ содержит информацию о маршруте
перелета, форме оплаты и номер вашего электронного билета. И хотя наличие квитанции во время регистрации на рейс необязательно, лучше, если она будет с вами. Особенно важно это во время зарубежных путешествий, — маршрутная квитанция может понадобиться при прохождении паспортного контроля и общении с сотрудниками службы безопасности как подтверждение наличия обратного билета или дальнейшего следования.
В случае утери квитанции ее всегда можно распечатать повторно из своего почтового ящика.
В настоящее время билеты можно приобрести в любой авиакассе, через интернет, заказать доставку курьером.
Существует такая разновидность билетов как электронный билет.
Электронный авиабилет или e-ticket - это электронная форма авиабилета, предлагаемая взамен обычного билетного бланка. Бронирование мест на рейс осуществляется стандартным образом, однако информация о путешествии, отражаемая на авиабилете, не печатается на бланке, а хранится в специальной базе данных авиакомпании в электронном виде. Так же как и обычный авиабилет, электронный билет является документом, удостоверяющим договор воздушной перевозки между пассажиром и авиакомпанией. Отличие заключается лишь в удобстве использования — электронный билет можно купить не выходя из дома, его невозможно забыть или потерять, случайно залить кофе или выкинуть после полёта (забыв о том, что тот же бланк является и билетом «обратно»).
У электронного билета много преимуществ:
- маршрут-квитанция распечатывается на любом принтере
на обычном листе А4. В случае покупки авиаперевозки через интернет такой документ может быть выслан пассажиру по электронной почте. - электронный билет экономит время пассажира — не обязательно ехать в кассу и стоять в очереди за авиабилетом, можно просто купить его через интернет.
- электронный билет хранится в надёжно защищённой информационной базе авиаперевозчика, поэтому вам больше не нужно волноваться о том, что билет можно забыть или потерять, а ведь за выдачу дубликата утраченного авиабилета авиакомпании взимают штраф от 30 до 150 евро.
- покупка электронного билета может осуществляться из любой точки мира, если там есть выход в интернет.
- электронные билеты дешевле, чем бумажные, т. к. в стоимость билета на бумажном бланке входит стоимость самого бланка (а также расходы на его производство, распространение и учёт, что не включая косвенные расходы на озеленение вырубленного для производства бумаги леса составляет порядка 10 евро).
Если вы путешествуете налегке без багажа или предпочитаете обязательно сидеть в 17-м ряду справа у окна независимо от типа самолёта, некоторые авиакомпании в дополнение к электронному авиабилету также предлагают онлайн-регистрацию на рейс, которая обычно открыта за 24 часа до вылета, а не за 2–3 часа, как в аэропорту.
Если Вам необходимо отчитаться, если летите в командировку, то Вам необходимы следующие документы: маршрутная квитанция электронного билета и оригиналы посадочных талонов. Также может потребоваться выписка из банка, подтверждающая факт оплаты авиабилета с вашей платежной карты.
Будьте внимательны! Дубликаты посадочных талонов не выдаются, сохраняйте талоны, полученные при посадке в самолёт.
В случае утери авиабилета паниковать не надо. Если это
бумажный авиабилет до вылета, то Вам необходимо обратиться в агентство, выписавшее авиабилет. Если же Вы потеряли билет, находясь в пункте назначения, то Вы должны обратиться в представительство авиакомпании, на рейсы которой выписан билет. В любом случае, компания попросит Вас написать заявление, смысл которого состоит в том, что Вы обязуетесь возместить любые расходы авиакомпании, в случае если Вашим билетом воспользуются третьи лица. Следует иметь в виду, что некоторые авиакомпании за выписку дубликата берут небольшой штраф. Новый авиабилет (дубликат) не подлежит возврату и каким либо изменениям, по какому бы классу он не был выписан.
Если потерян электронный авиабилет, Вам могут восстановить его в аэропорту или в офисе авиакомпании. Вы даже можете прийти на регистрацию вовсе без маршрутной квитанции.
Если вы не знаете точной даты возвращения, в этом случае стоит приобрести авиабилет с открытой датой.
Подобные билеты оформляются на определенный срок: год, 6 месяцев или 3 месяца. Оформив билет с открытой датой, вы имеете право заказать место на нужный вам рейс в любой день вышеозначенного срока, естественно, при наличии свободных мест оплаченного вами класса. Если на выбранном рейсе нет мест соответствующего класса, а есть более дорогие, то вы, при желании, можете доплатить разницу.
Как правило, стоимость билета с открытой датой выше, чем билета с датой фиксированной. Однако выгоднее купить сразу билеты туда и обратно, даже с открытой датой, чем отдельно покупать билеты в каждую сторону.
Билет с открытой датой становится действительным только после того, как в него внесут номер рейса и дату вылета.
Еще один момент, который интересует - при каких условиях производится возврат за авиабилет. Существует вынужденный возврат и добровольный.
Вынужденным возвратом (возврат полной стоимости
даже "невозвращаемого" авиабилета) считается возврат в случае:
- отмены, переноса, а также задержки рейса перевозчиком;
- отмены посадки в пункте, указанном в билете пассажира;
- необеспечение перевозчиком стыковки рейсов;
- замена класса обслуживания или типа воздушного судна;
- смерти пассажира или членов семьи.
Возврат вследствие других причин считается добровольным и осуществляется по правилам тарифа, по которому был выписан данный билет. В этом случае на полный возврат можно рассчитывать только по тарифам первого, бизнес, полного годового и экскурсионного тарифа экономического класса. Следует иметь в виду, что по большинству льготных тарифов добровольный возврат не производится вообще, поэтому о правилах возврата Вашего билета стоит поинтересоваться еще до покупки последнего.
Возврат авиабилета может произвести только агентство, выписавшее билет.
Однако, чтобы избежать частично или полностью оплаты штрафа, Вы можете "сдать места", т.е. аннулировать Вашу бронь в любых авиакассах.
В своем заявлении на возврат авиабилета вы должны указать способ, который вы выбираете для возврата денежных средств. Это может быть один из следующих способов перевода:
на расчетный счет (возможен в случае оплаты заказа банковским переводом) причем средства возвращаются только лицу или организации, оплатившей заказ;
на электронный кошелек (возможен в случае оплаты заказа с помощью систем WebMoney, RBK Money, LiqPay и Яндекс.Деньги) - возврат средств идет на кошелек, с которого была проведена оплата заказа;
на банковскую карту (возможен в случае оплаты заказа с помощью банковской карты через Интернет) - средства возвращаются на ту же карту.Выбранный вами способ определяет набор необходимых для его осуществления данных, которые вы должны указать в заявлении. Номер заказа указывается в любом из трех способов.
Для возврата средств на расчетный счет требуется указание:
- ФИО или полного наименования получателя платежа;
- ИНН (идентификационного номера налогоплательщика);
- расчетного счета;
- наименования банка;
- БИК (банковского идентификационного кода);
- корреспондентского счета.
- На процедуру возврата требуется 5 - 6 банковских дней.
Для возврата средств на электронный кошелек требуется указание:
- ФИО отправителя платежа (без сокращений);
- платежной системы;
- номера электронного кошелька.
- На процедуру возврата требуется 2 - 3 рабочих дня.
- Для возврата средств на банковскую карту, кроме номера заказа, не требуется дополнительных данных.
- На процедуру возврата требуется 2 - 4 банковских дня.