
До 15 декабря 2012 года во Владивостоке в 4-х выставочных залах центрального здания Приморского государственного объединённого музея имени В.К. Арсеньева открыта для посещения выставка «Русский Китай», которая знакомит с миром русской культуры в Китае (с культурной жизнью русского зарубежья в Китае в первой половине ХХ века). Идея выставки принадлежит известному историку моды, художнику по костюму, коллекционеру Александру Васильеву, обширная коллекция которого была дополнена коллекциями из музейного собрания и уникальной коллекцией материалов и документов из личного архива Лариссы Андерсен, любезно предоставленной Тамарой Калиберовой.
«Русский Китай» - это огромный пласт русской культуры, представленный в архитектуре китайских городов - Харбина, Шанхая, Порт-Артура (г. Люйшунь), Дальнего (г. Далянь), в кинематографе тех лет, музыке, театральных постановках, в литературе дальневосточного зарубежья. После массового исхода 1920-х годов Китай стал второй родиной для большого количества наших соотечественников.
«Русский Китай» - это удивительная храмовая архитектура, это харбинская «Чураевка», журнал «Рубеж», который выписывали в Берлине, Праге, Париже. Это целая плеяда поэтов и литераторов: Арсений Несмелов, Александр Ачаир, Ларисса Андерсен, Валерий Перелешин, Виктория Янковская; это гастроли Вертинского и Шаляпина, джазовый оркестр Олега Лундстрема. Харбин–Шанхай-Париж – стали вехами жизненного пути уроженца Владивостока, известного актера, обладателя «Оскара» - Юла Бриннера.
Вместе с тем, «Русский Китай» - это переплетение самых разных стилевых тенденций – Китая и Японии, русского, дальневосточного и западного искусства. Синтез китайского и европейского искусства показан через коллекцию костюма с его яркой стилистикой ар-деко. Платья 1920-х – 1940-х годов показаны с оригинальными аксессуарами. На выставке представлены сценические костюмы для постановок спектаклей и концертных номеров в Харбине и Шанхае. Особую ценность представляют костюмы, сшитые Лидией Виноградовой для Лариссы Андерсен, а также дамские вечерние туалеты, выполненные в тенденциях парижской моды модельерами, работавшими в русских домах моды «Фемина» и «Аркос» в Шанхае. В экспозицию включены также платья и кимоно из Харбина 1920- 1930-х годов.
Источник: